Товар может иметь некоторые характеристики (размер, цвет, диагональ экрана, напряжение питания, материал и т.д.) В VirtueMart назначить характеристики товарам можно через "Настраиваемые поля"

Настраиваемые поля VM3

Характеристики товара могут быть постоянными, а могут выбираться покупателем. Например, если мы продаем красное и синее платье, то мы можем сделать два товара, поставив одному товару настраиваемое поле "цвет" со значением "красный", а второму товару цвет "синий". Соответственно, покупатель увидит два товара с разными характеристиками. Но можем поступить иначе. Мы создаем один товар "Платье" и добавляем ему настраиваемое поле "Цвет" с параметром "Атрибут корзины". Этот параметр обозначает, что характеристику будет выбирать покупатель. Таким образом, покупатель видит один товар, но имеет возможность выбрать при покупке цвет этого товара. В первом случае, покупатель видит два товара с постоянными характеристиками, а во втором один товар, но с возможностью выбрать нужную характеристику.

Давайте, посмотрим, как добавляются и редактируются настраиваемые поля. Заходим в раздел Настраиваемые поля и нажимаем кнопку "Создать". На изображении я описал назначение параметров:

Добавление настраиваемого поля VM3

Рассмотрим основные типы полей:
Строка - Самое распространенное настраиваемое поле. Может использоваться для указания характеристик товара. Если в настройках указать "Список", то строковое поле превращается в выпадающий список. Соответственно, администратор, указывая значение поля, выбирает его из списка. Либо (если это атрибут корзины) пользователь в карточке товара выбирает из списка нужную характеристику.
Плагин - Для данного поля нужно указать, какой плагин будет использоваться. Плагины позволяют расширять возможности интернет-магазина без внесения изменений в код системных файлов. Возможности настраиваемого поля типа "Плагин" полностью определяются соответствующим плагином. Существуют, например, плагины для указания товару партнерского кода, признака виртуального товара, для визуального выбора размера (цвета) товара, для указания характеристик фильтрации товаров и т.д. Настройки такого поля тоже определяются плагином.
Дата - Для указания товару даты. Например, даты создания. Конечно, для этих целей можно применить и строку, но дата в разных странах выводится по-разному, поэтому желательно использовать тип "Дата".
Мультивариант - Выбор нужного дочернего товара. Поясню на примере. Вы продаете платья четырех размеров двух цветов. Но Вам нужно учитывать остатки товаров по каждому цвето-размеру. Поэтому, создаете родительский товар "Платье" и восемь дочерних товаров (четыре размера умножить на два цвета). Создаете настраиваемое поле "Multi Variant" (не забудьте установить "атрибут корзины") и назначаете родительскому товару это настраиваемое поле. В настройках создаете две ветви - "размер" и "цвет". И заполняете таблицу дочерних товаров, чтобы каждому дочернему товару был назначен нужный цвет и размер.

Настраиваемое поле Multi Variant VirtueMart3

Общий дочерний вид (Generic child variant)Как и в случае с мультивариантом, данный тип настраиваемого поля предназначен для установки связи между родительским и дочерними товарам. Мультивариант предполагает связь нескольких характеристик (как в моем примере - размер и цвет). Общий дочерний вид нужен, если связь идет только по одной характеристике. Например, для каждого цвета, мы создаем отдельный дочерний товар, а в родительском указываем, какому цвету какой товар соответствует. Если в настраиваемом поле поставить "Атрибут корзины", то покупатель сможет выбрать нужный цвет и в корзину упадет нужный дочерний товар. Есть другие варианты использования. Без установки "Атрибут корзины". Например, Вы продаете комплект мебели. То есть родительский товар - это комплект, а дочерние товары - это отдельные элементы. В этом случае, в карточке родительского товара, покупатель сможет из выпадающего списка выбрать нужный элемент и перейти на карточку дочернего товара. Настраиваемое поле такого типа добавляется родительскому товару - в дочерних оно появляется автоматически.
Изображение - возможность добавить изображение товару. Сомнительная опция, если учитывать, что изображения товару можно добавлять через вкладку "Изображения", а не через настраиваемые поля. Хотя имеет право на существование, если нужно как-то особенно вывести изображение в карточке товара.
Редактор - это, наверное, самый простой способ добавления в карточку товара какого-то блока (например описание акции) с форматированным текстом, изображениями. После добавления поля в товар, сохраните, чтобы появилась область текста с редактором.
Область текста - то же, что и редактор, только без возможности визуального форматирования текста. Хотя можно использовать html-тэги для форматирования.
Сопутствующие товары и Сопутствующие категории - нужны для вывода в карточке товара сопутствующих товаров и (или) сопутствующих категорий. Создаете нужные настраиваемые поля (там кроме типа и названия, можно больше ничего не указывать). А в товаре, во вкладке "настраиваемые поля" через поиск находите нужные категории или товары. Поиск осуществляется по наименованию. Введите хотя бы одну букву в поле поиска, чтобы появились найденные товары (категории)

Сопутствующие товары в VirtueMart3

Если мы хотим, чтобы настраиваемое поле с признаком "Атрибут корзины" было видно не только в карточке товара, но и в списке категории, ставим в настройках VM галочку "Показывать произвольные поля товаров в представлении списков"

Настройки списка

На этом краткий экскурс в настраиваемые поля завершаю. Задавайте вопросы, отмечайте неточности. Если нужно разработать плагин настраиваемого поля - посодействую.